Все про СЭС и Роспотребнадзор
«Давайте жить дружно!»
Перед началом бизнеса в направлении быстрого или общественного питания, перед предпринимателем открывается путь согласований, который может показаться очень сложным и долгим. Многие сразу отказываются от бизнес-идеи продажи мороженого, поскольку не хотят связываться с глубоким законодательством и представителями таких организаций, как СЭС (санитарно-эпидемиологическая станция/служба), или же Роспотребнадзор. Каждая из них наделена определенными контролирующими и проверяющими полномочиями и создает некоторые отвлеченные от бизнеса неудобства, доставляющие хлопот и нервозности, если не быть готовым.
О том как же подготовиться и пойдет речь в статье.
Бояться и мнительно предугадывать будущие большие проблемы в этой области не нужно. Выполняя даже базовые пункты законодательства, Вы вполне легко сможете пройти любые проверки, а в крайнем случае – любезно договориться. При всей глубине инспектирования, сотрудники заинтересованы в проявлении определенного уровня лояльности и не настроены оставить Вас без копейки. Ведь если Вы исчезнете совсем, то они полностью потеряют подотчетный объект, приносящий прибыль государству. А это не очень хорошая статистика. Так вот, собираем волю в кулак и начинаем вникать в основы действа!
Санитарно-эпидемиологические требования к предприятиям общественного питания (СП 2.3.6.1079-01) по поводу изготовления и оборотоспособности пищевых продуктов и продовольственного сырья, определяются следующими выдержками:
Требования к временным организациям общественного питания быстрого обслуживания (пункт 16):
- На временные организации общественного питания быстрого обслуживания, к которым могут относиться палатки, автоприцепы, фургоны и другие, и которые организуются на согласованной в установленном порядке территории, распространяются требования санитарно-эпидемиологических правил к организациям общественного питания.
- На все действующие организации общественного питания быстрого обслуживания и виды реализуемой ими продукции выдаются санитарно-эпидемиологические заключения в установленном порядке.
- При отсутствии централизованного водоснабжения и отсутствия централизованной системы канализации обеспечивается бесперебойная доставка и использование воды, отвечающей требованиям качества воды централизованного водоснабжения, и обеспечивается вывоз стоков, с последующей дезинфекцией емкостей для питьевой воды и емкостей для стоков в установленном порядке.
- В ассортимент реализуемой продукции могут включаться готовые пищевые продукты промышленного производства, изделия из полуфабрикатов высокой степени готовности.
- Для обслуживания потребителей используются одноразовая посуда и приборы, разрешенные в установленном порядке.
- Приготовление горячих напитков и готовых блюд быстрого приготовления осуществляется с использованием бутилированной питьевой воды промышленного производства, отвечающей гигиеническим требованиям санитарных правил.
- В организациях регулярно проводится санитарная обработка и обеспечиваются условия для соблюдения персоналом правил личной гигиены в соответствии с требованиями санитарных правил.
- Персонал организации быстрого обслуживания обеспечивается туалетом, расположенным в радиусе не более 100 м от рабочего места.
- Для сбора мусора устанавливаются емкости (сборники с одноразовыми пакетами) с последующим своевременным его удалением.
- За качеством и безопасностью продукции осуществляется производственный контроль в соответствии с действующими санитарными правилами.
Есть и границы штрафной ответственности, которые тоже имеют место быть и лучше с ними ознакомиться, но не принимать близко к сердцу. Ведь любой вид предпринимательской деятельности окружен плотным кольцом законодательных актов и страшными цифрами, независимо от направления. Ни эти условия и штрафы, так другие. Всегда есть риск. И о нем нужно знать. Но не следует постоянно об этом думать. Достаточно первичной осведомленности. По этому поводу следующая выдержка:
Ответственность за нарушение правил установлена в КоАП РФ Статья 6.6.
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению;
– влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
– на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей;
– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности – на срок до девяноста суток;
– на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Закрывая это поле страха, и уходя от жесткого юридического текста, хочется сказать, что при выборе организационно-правовой формы, можно не планировать открытие ООО, достаточно будет ИП. Этот вариант дешевле на всех этапах, начиная с оформления и заканчивая штрафными показателями.
Теоретически, представители контролирующих организаций не должны появиться с проверками на Вашем торговом месте в ближайшее время. Законодательный период оперирует цифрой в три года спокойствия. Но это не значит, что нужно стать безответственным и позволить себе расслабиться. Ведь если будет жалоба или официальное обращение, даже электронное (особенно электронное, через госпортал), то проверка придет незамедлительно. Сегодня это не всегда зависит от группового или единичного отравления. По собственному опыту обращения с жалобой в сфере общепита, следует сказать, что заявление было рассмотрено, выездная группа сформирована, проверка проведена и результативный отчет отправлен пострадавшему с объяснениями проведенных мероприятий и отражением результата в виде предписаний и штрафов виновному.
Достаточно неряшливого вида торгового островка, или несоответствующего вида продавца, в том числе – работа без перчаток и салфеток. Теоретически проверяющий орган должен предупредить по телефону о своем намерении прибыть, но часто этого не происходит. В этом случае уже Вы можете в ответной защите использовать этот факт при плохом развитии дела. Не стремитесь удешевлять по максимуму рабочее место и окладно-сдельную систему, поскольку определенно потеряете в репутации и качестве. Также не стоит выяснять отношения и проявлять характер с инспектирующей группой, так как почти всегда это проигрышный вариант. С негативными моментами достаточно.
При полноценной процедуре оформления намерений работать, в Роспотбнадзоре следует написать заявление по данному виду деятельности и встать на учёт. Как ни странно, пока эта процедура бесплатная, но думается, что не на долго. После Вам приходит уведомление о постановке на учет и присвоение идентификационного номера.
Обращайте внимание на отлаженную работу поставщиков. Их задача не только предоставить Вам продукт, но и ОБЯЗАТЕЛЬНО действующий сертификат! Это касается по большей части пищевых ингредиентов (смеси, топпинги, добавки) и сопутствующих аксессуаров. Но и определенные документы на оборудование у Вас должны быть (касаемо фризера). Бумаги в виде товарной накладной и договора поставки – обязательные атрибуты спокойного существования. Все сопутствующие инструкции, дополнительные листы спецификации, документы от международного перевозчика-оформителя, таможенное сопровождение (если есть) – все это только улучшит Ваше положение и повысит оценку ответственности в глазах проверяющих. Если же не будет хватать какого-либо сертификата, договоритесь, возьмите тайм-аут на одну-две недели, закажите у поставщика, или органа сертификафии. Достаточно много коммерческих организаций, которые проводят «сертификацию торгового оборудования» (иногда и создают с нуля), обратитесь ко всемирной паутине наконец, сейчас все можно сделать.
Вот примерный список аспектов, на которые стоит обратить внимание. Это основа, после исполнения которой, обычно, не возникает дальнейших проблем. Часто только несколько пунктов из этого списка оказываются нужными, но рекомендуется соблюдать все:
– Договор аренды, договор совместного пользования санузлом. В торговом комплексе вопрос оборота воды, чистки и слива решить легче, чем при уличной торговле.
– Санитарные книжки. Здесь все предельно ясно.
– Сертификат на используемую воду (спрашивайте у поставщика бутилированной воды, используйте емкости по 5-19 литров для разных целей. 19-литровые бутыли можно применять как сливные, но запаситесь ручками-переносками, чтобы с горловин не соскальзывали руки, ну или на крайний случай сойдут и вёдра)
– Сертификаты на смеси, рожки, топпинги, прочие любые пищевые добавки и посыпки. Если в комплексе используете еще попкорницу или сладкую вату, то на все дополнительные ингредиенты и расходники тоже должны быть непросроченные сертификаты, включая даже трубочки для сахарной ваты. Пищевые товары должны быть не просрочены!
– Документы на фризер (все какие есть, пригодятся, но спрашивают не часто)
– (При уличной торговле) Договор на производственный контроль/обслуживание, – если продаете прочие товары. Вывоз мусора, канализация. Небольшая статья расходов. Всё зависит от региона расположения.
– Опрятная одежда продавцов, средства гигиены. Салфетки, можно гель для рук дезинфицирующий положить в шкафчик, чистые тряпочки и средства для мытья торговой точки, раковины.
– Не забываем наполнять мороженое в перчатках и подавать, оборачивая конус снизу салфеткой. Либо делайте заготовки с завернутыми салфетками вокруг конуса заранее. Также стенды с вафельными рожками, стоящие открытые всем ветрам – не Ваш вариант. Эти же правила применимы и к дегустации.
В торговых центрах часто уже есть все базовые разрешения, порой можно отмахнуться копиями по некоторым вопросам, если они вообще будут заданы.
Данная информация является общей, но могут всплыть мелкие детали, уместные только в каком-то из регионов, поскольку встречается повышенное или пониженное реальное требование в том или ином городе, в зависимости от интересов государства в стимуляции определенных сегментов рынка и инвестиционной привлекательности региона, а также развитии туризма.
Надеюсь данная информация будет и познавательной, и полезной, подготовит Вас как законодательно, так и морально к успешному и беззаботному развитию на рынке мягкого мороженого.
добрый вечер, спасибо за информацию.
более чем полезная статья
Это была самая полезная статья из всех, которые я читала
Спасибо за обратную связь, приятно, что материал полезен. Единственный момент – сложно учесть все детали, потому что в разных регионах свои требования санпина и роспотреба и этот перечень приходится узнавать на местном уровне. Если же собрать полный список, то это может отпугнуть от фастфуда, может показаться, что посещение бюрократических мест затянется на половину жизни. На деле – всё решаемо и умещается в рамки разумного.